Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Транспорт

Как акционеры «МаксимаТелеком» связаны с Ликсутовым?

Компания «МаксимаТелеком» выиграла право предоставления бесплатного Wi-Fi в московском метро в 2013 году. На тот момент у ее головной структуры — кипрской Geromell Trade Ltd — было три собственника, писал ранее журнал РБК.

Двое из них — бывший президент IT-холдинга «Ситроникс» Сергей Асланян и израильский ресторатор Алеко Крихели — остались акционерами Wi-Fi-оператора. А вот третий пакет, постепенно уменьшаясь, несколько раз сменил владельца.

Изначально он был записан на латвийского инвестбанкира Друвиса Мурманиса. Мурманис с 2011 по 2014 год входил в совет директоров частной латвийской железнодорожной компании L-Exspresis, которая занималась организацией пассажирских перевозок между Ригой, Москвой и Санкт-Петербургом.

Он успел застать тот период, когда совладельцем компании был Максим Ликсутов. В беседе с РБК Мурманис подтверждал, что знает главу московского дептранса лично.

Знал он и Алексея Криворучко, которому в 2015 году достался его пакет в «МаксимаТелеком».

Криворучко, ныне занимающий пост главы концерна «Калашников», называл Максима Ликсутова своим другом. Вместе с Мурманисом он входил в совет директоров L-Exspresis, а после ухода Ликсутова из «Аэроэкспресса» занял кресло руководителя компании.

Его советником в «Аэроэкспрессе» с 2013 года работал гражданин Эстонии Урмо Валлнер. Именно ему в 2018 году отошла доля Криворучко в «МаксимаТелеком», сейчас составляющая около 7% акций. При этом в совет директоров оператора публичного Wi-Fi Валлнер входит с 2015 года, следует из публичных документов компании.

В Эстонии Валлнер (крайний слева на фото из официальной группы компании в «Фейсбуке) вместе с партнерами создал консалтинговую компанию Velström Vallner Tohve. До публикации РБК о том, что Валлнер купил акции «МаксимаТелеком», его фирма гордо указывала на своем сайте, что оказывала услуги и «Аэроэкспрессу», и департаменту транспорта Москвы.

Сейчас эта информация доступна только в архиве, но зато из биографии партнера Валлнера по консалтингу Пеэтера Тохвера следует, что в 2012-2013 гг. он был советником Ликсутова в департаменте транспорта и руководил проектом по запуску в российской столице платной парковки.

«Внедрение совершенно новой идеологии в крайне неоднородной и требовательной среде противостояния ведомств и населения Москвы», — так он описывает свою работу на этом посту.

В дептрансе не ответили ни на вопросы о Нине Ликсутовой, ни об Урмо Валлнере и их связи с Максимом Ликсутовым.

В беседе с Би-би-си Валлнер заметил, что, «к сожалению, не знаком лично с Ликсутовым». Ничего он не слышал и про то, что «МаксимаТелеком» может поставлять данные в систему персональных коммуникаций дептранса.

Действительно ли Нина Ликсутова — родственница главы московского дептранса?

Нынешний глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов родился в Эстонии, куда его родители переехали из Тульской области для работы на судостроительном заводе. В Эстонии Ликсутов начал заниматься транспортным бизнесом, но после прихода на госслужбу в правительство Москвы отказался от гражданства этой прибалтийской страны.

В системах данных российских органов власти Нина Ликсутова регистрировалась с эстонским паспортом, но в качестве места рождения указывала город Белев Тульской области, рассказал Би-би-си источник, имеющий доступ к базам персональных данным.

Пенсионерка Нина Ликсутова в разное время ставила на учет в московской автоинспекции спортивный мотоцикл и синий Mercedes Gelandewagen G63, ввезенный из Эстонии.

В качестве места жительства она указала квартиру в Руновском переулке в центре Москвы. До 2017 года эта квартира принадлежала Максиму Ликсутову, а затем он продал ее Татьяне Ликсутовой (данные Росреестра).

С Татьяной Ликсутовой глава дептранса официально развелся в 2013 году, однако политик Алексей Навальный, посвятивший Ликсутову большое расследование, утверждал, что развод мог быть фиктивным.

«Не фиктивный. Точка», — так ответил на эти обвинения сам Ликсутов в 2014 году в эфире «Эха Москвы».

Часть своего бизнеса после развода Ликсутов отдал жене. В Москве ей через цепочку компаний, например, принадлежит небольшое двухэтажное здание в Докучаевом переулке, 4, что практически в центре Москвы (данные Росреестра и эстонского бизнес-реестра). Здесь же прописаны несколько связанных с ней структур.

По этому же адресу с 2019 года зарегистрировано ООО «Р.А.Д. Групп» — еще одна фирма Нины Ликсутовой, женщины, которую Baza называла мамой главы дептранса. В ней у 73-летней пенсионерки из Эстонии — 50-процентная доля и должность директора.

Здание расположено недалеко от площади трех вокзалов, на задворках проспекта Сахарова, где регулярно проходят митинги оппозиции. Охранник долго искал фирму Нины Ликсутовой в списке арендаторов, но в итоге развел руками: «Не слышал про такую».

Image caption

Это двухэтажное здание в Докучаевом переулке принадлежит экс-супруге Максима Ликсутова

В одной комнате с компанией Нины Ликсутовой в Докучаевом переулке зарегистрирована фирма «АЭ-Инвест», принадлежащая известным предпринимателям Андрею Бокареву и Искандару Махмудову — бывшим партнерам Максима Ликсутова по группе «Трансмашхолдинг».

На «АЭ-Инвест» записана 12-процентная доля в «Аэроэкспрессе» — операторе скоростных электричек до московских аэропортов, директором которого до прихода на госслужбу трудился Максим Ликсутов. Его экс-супруга сейчас — совладелец компании. Ни с ней, ни с Ниной Ликсутовой Би-би-си поговорить не удалось.

С «Аэроэкспрессом» и Ликсутовым связаны и часть бывших и действующих акционеров «МаксимаТелеком».

Что такое система персональных коммуникаций?

В 2017 году при транспортном комплексе Москвы был создан инновационный центр «Безопасный транспорт» для работы с «супермассивами данных».

«Каждый горожанин оставляет цифровой транспортный след», — говорил в феврале 2018 года Максим Ликсутов, выступая перед студентами университета имени Плеханова.

К «цифровому транспортному следу» он отнес проходы (валидации) по проездным билетам в метро и наземном транспорте, подключения к бесплатному Wi-Fi, использование личного автомобиля и парковочной инфраструктуры, поездки на велосипедах городского велопроката или машинах каршеринга.

Image caption

Фрагмент презентации Максима Ликсутова об использовании «больших данных» транспортным блоком мэрии

Чтобы работать с «супермассивами данных», их нужно куда-то загрузить. Для этих целей в начале 2018 года ГУП «Московский метрополитен» заключил контракт на создание «системы персональных коммуникаций на основе использования больших данных».

Была ли система реализована в том виде, как задумывалась?

Стоимость контракта метрополитена с разработчиком системы компанией «Инфокомпас» составила 250 млн рублей.

«Инфокомпас» специализируется на выполнении работ в сфере IT по заказу государственных органов власти. В частности, именно она делала для департамента транспорта приложение «Помощник Москвы», с помощью которого можно пожаловаться на нарушения правил парковки или нелегальную торговлю в метро.

На сайте госзакупок отсутствует информация о том, что подрядчик как-то отклонился от технического задания: в июле 2018 года система персональных коммуникаций была принята в опытную эксплуатацию. Согласно акту сдачи-приемки, вышеописанные сценарии использования системы были сделаны в соответствии с техзаданием и без замечаний.

Если бы в ходе работ по созданию системы условия контракта как-то изменились, то это должно было найти отражение в дополнительном соглашении к контракту, отмечает глава АНО «Информационная культура» и эксперт в области данных Иван Бегтин. А допсоглашение, в свою очередь, необходимо было опубликовать на сайте госзакупок. Но его там нет.

Еще до окончания работ по контракту замдиректора «Инфокомпаса» Михаил Самойлов рассказывал на конференции отраслевого издания CNews о системе, отметив, что в ней используется «огромный массив данных».

В феврале 2018 года глава дептранса Максим Ликсутов, выступая перед студентами университета имени Плеханова, привел несколько примеров точечных рассылок СМС на основе big data — например, c сообщением о перекрытии улиц в центре из-за фестиваля «Путешествие в Рождество» (358 тысяч человек в выборке) или открытия станции метро «Ховрино» (30 тысяч человек в выборке).

Image caption

Возможности системы персональных коммуникаций по информированию пассажиров (из презентации Ликсутова)

Несмотря на то, что подрядчик вроде бы четко следовал техзаданию, в «МаксимаТелеком» удивлены тому, что, согласно госконтракту, они указаны поставщиками данных в систему, включая социально-демографическую информацию о пассажирах метро.

«МаксимаТелеком» не передавала и не передает данные в рамках указанных договоров, не участвует в работе системы», — сообщила представитель Wi-Fi-оператора. Контракт с метрополитеном на доступ к беспроводному интернету также не подразумевает передачу персонализированных данных, добавила она.

В компании «СитиБайк», которая выступает оператором велопроката, сообщили, что не получали предложений ни от метрополитена, ни от его подрядчика о передаче данных в систему персональных коммуникаций,.

Дептранс перенаправил все вопросы про систему в метрополитен. Там лаконично ответили, что «вся информация предоставлена в открытых источниках — на сайте госзакупок».

В 2019 году в интервью Би-би-си глава департамента Максим Ликсутов подтверждал, что его ведомство использует данные от операторов общественного Wi-Fi на транспорте.

«Во-первых, у нас есть SLA (соглашение об уровне услуг), которое нам показывает количество сессий, которые получились и не получились, так мы видим технические неполадки с Wi-Fi. Во-вторых, мы знаем, сколько человек зашло на какой-то станции, мы смотрим, сколько из них подсоединились к Wi-Fi. Так мы смотрим востребованность услуги и кто где ездит», — говорил он.

Таким образом, с одной стороны есть данные публичных госконтрактов, а с другой — заявления самой компании. Сама система работает для информирования пассажиров, но ее интерфейс непубличен.

Можно ли понять, используются ли в ней столь детальные данные от «МаксимаТелеком»?

Соответствует ли работа системы закону о персональных данных?

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper и специалист по законодательству о персональных данных Екатерина Тягай про просьбе Би-би-си изучила госконтракт на создание системы.

Как и во всем мире, российское законодательство предполагает обязательное получение письменного согласия от владельца персональных данных на их распространение, отмечает она.

Впрочем, в обычной практике в цифровых пространствах, в том числе при использовании интернета в транспорте, оператор персональных данных получает это согласие после того, как гражданин поставит галочку напротив соответствующей графы.

«Соблюдение оператором этого условия и последующее распространение данных вплоть до получения информации о номере мобильного телефона интернет-пользователя с формальной точки зрения является правомерным. Фактически же владелец персональных данных зачастую не получает полноценное информирование о том, какие именно данные и каким способом будут распространяться», — говорит Тягай и напоминает, что гражданин вправе в любой момент отозвать право на использования своих персональных данных.

Image caption

Мэр Москвы Сергей Собянин — поклонник возможностей «больших данных»

Глава АНО «Информационную культура» Иван Бегтин отмечает, что в обществе есть глубокое политическое недоверие московским властям, в том числе по вопросам использования персональных данных.

Сложные программы, наподобие системы персональных коммуникаций, внедряются без общественного обсуждения и даже без имитации такового.

При этом речь идет о системах «двойного назначения», которые могут использоваться как для помощи гражданам, так и для слежки за ними, подчеркивает Бегтин.

Все инструкции

  • Как оформить разрешение на работу такси

    Кому нужно иметь разрешение на работу такси. Как оформить, обменять или аннулировать разрешение на работу такси физлицу, юрлицу, индивидуальному предпринимателю. Какие документы необходимы для получения разрешения на работу такси

  • Куда жаловаться на неубранный снег и сосульки

    Как быстро должны убирать снег на дорогах и во дворах. Куда обратиться, чтобы сбили сосульки. Что делать, если не убирают снег и не сбивают сосульки

  • Как приобрести парковочное место у города

    Как приобрести машино-место в городском гараже. Как принять участие в электронных торгах. Как заключить договоры купли-продажи и пользования парковочным местом

  • Как подключиться к бесплатному Wi-Fi в Москве

    Где есть точки Wi-Fi. Как получить доступ к сети бесплатного Wi-Fi. Как подключиться к бесплатному Wi-Fi в метро, общественном транспорте и на улице

  • Как оформить покупку или продажу автомобиля или мотоцикла

    Как зарегистрировать автомобиль или мотоцикл. Как сохранить госномера при продаже автомобиля. Как записаться в ГИБДД на регистрацию транспортного средства

  • Кому положен бесплатный и льготный проезд в Москве

    Кто может пользоваться московским общественным транспортом бесплатно или со скидкой. Как подтвердить право на бесплатный проезд. Как льготникам ездить бесплатно в автобусах, троллейбусах и трамваях, в метро, на МЦК, МЦД и в электричках

  • Как получить помощь при поездке на метро

    Что такое Центр обеспечения мобильности пассажиров. Кому оказывается помощь по передвижению в метро. Как оставить заявку в ЦОМП

  • Как провозить велосипед в транспорте

    Правила провоза велосипеда в электричке, метро, автобусе или троллейбусе. Как провозить велосипед в общественном транспорте и сколько стоит билет

  • Как пользоваться каршерингом

    Что такое каршеринг. Как взять машину в аренду. Сколько это стоит

  • Как оформить водительские права

    С какого возраста можно учиться в автошколе. Как сдать экзамен на права. Какие документы нужны, чтобы получить водительское удостоверение

  • Как взять велосипед напрокат

    Как пользоваться велопрокатом в Москве. Сколько стоит прокат велосипеда. Где взять велосипед и как его сдать. Как оплатить аренду велосипеда

  • Когда в Москве можно парковаться бесплатно

    В какие праздничные и выходные дни в Москве действует бесплатная парковка. Кто может парковаться бесплатно в любой день. Можно ли бесплатно парковаться в субботу

  • Личный транспорт: полезное для автомобилистов

    • Подборка
    • 14 инструкций

    Информация о платных парковках, штрафах и водительских правах, в том числе международных.

  • Все о транспортной карте «Тройка»

    Где купить карту «Тройка» и сколько она стоит. Как привязать карту «Тройка» к мобильному телефону. На каких видах общественного транспорта действует «Тройка». Где еще можно расплачиваться «Тройкой», кроме как на транспорте

  • Все об общественном транспорте в Москве

    Как работают московское метро и наземный общественный транспорт. Где посмотреть схему Московского метрополитена и пересадки с МЦК. Где узнать расписание электричек и поездов «Аэроэкспресса»

    • 1
    • Следующая

Связан ли с Ликсутовым подрядчик, выполняющий модернизацию системы?

Тендер на развитие системы персональных коммуникаций в начале 2020 года выиграла компания «Программный продукт». На этот раз стоимость контракта составила 279 млн рублей, все работы нужно выполнить до конца текущего года.

Как и «Инфокомпас», «Программный продукт» часто выигрывает IT-конкурсы государственных организаций, в том числе и структур департамента транспорта: в 2019 году общая сумма контрактов компании составила более 1 млрд рублей, следует из данных системы «СПАРК-Интерфакс».

Руководитель и основной владелец «Программного продукта» — предприниматель Сергей Александров. В 2018 году он открыл в здании отеля Ritz Carlton, в 300 метрах от Красной площади, бутик неаполитанской марки мужской одежды Cesare Attolini.

«Безупречный вариант для джентльменского образа с лежащей в основе брутальной элегантностью», — так описывается стиль марки на страничке бутика на одном из порталов по поиску работы.

Image caption

Отель Ritz Carlton на Тверской улице в Москве

В середине 2019 года у Александрова появился партнер в этом бизнесе — 33-процентная доля отошла к 73-летней пенсионерке из Эстонии Нине Ликсутовой.

Спустя полгода, в октябре, на это обратило внимание издание Baza, назвав ее «мамой» главы департамента транспорта Максима Ликсутова. Через неделю после выхода заметки доля Нины Ликсутовой была переписана на саму компанию

В «Программном продукте» не ответили на вопросы Би-би-си о том, почему владелец компании взял в партнеры по ритейл-бизнесу именно 73-летнюю Ликсутову и почему в дальнейшем ее доля была переписана на саму компанию.

Номера телефонов Мосметро

Горячая линия Московского метрополитена

+7 (499) 787-25-86

круглосуточно

Дежурная часть УВД на Московском метрополитене

+7 (495) 621-01-31

Справочная о забытых вещах в метрополитене

+7 (495) 622-20-85

Справочная метрополитена

+7 (495) 688-03-25

круглосуточно

Справочная метрополитена

+7 (495) 622-15-68

круглосуточно

Справочная метрополитена

+7 (495) 622-15-69

круглосуточно

Отдел по работе с обращениями граждан

+7 (495) 622-24-30

Отдел по работе с обращениями граждан (факс)

+7 (495) 622-03-87

Эскалаторная служба

+7 (495) 688-04-31

Дежурная часть УВД на Московском метрополитене

+7 (495) 622-71-94

Сработал ли номер?
ДА
НЕТ

Для чего еще предназначена система?

Несмотря на название, система персональных коммуникаций предназначена не только того, чтобы выделять несколько десятков тысяч пассажиров из миллионов жителей города. Еще одна ее задача — анализировать транспортное поведение горожан и составлять их социально-демографический портрет.

В качестве примера в контракте на создание системы приведена задача: проанализировать, кто и откуда приехал на общегородское мероприятие.

Согласно техзаданию, система должна задействовать широкий массив данных — помимо информации о валидации проездных в метро и наземном транспорте, это и парковочные сессии от государственного «Администратора городского парковочного пространства», и информация о движении частного транспорта, которую фиксируют фото- и видеокамеры «Центра организации дорожного движения».

Image caption

Данные о трафике на московских улицах стекаются в Центр организации дорожного движения

К четырехколесному транспорту добавляется и двухколесный: составители технического задания предложили задействовать детальную информацию об использовании городского велопроката («id пользователя — «время и станция начала проката» — «время и станция окончания проката») от компании «СитиБайк».

Наконец, в общий котел идут и данные от «МаксимаТелеком».

В итоге строится «матрица корреспонденций» — из каких районов и на каком транспорте горожане добирались до городского события. А данные от «МаксимаТелеком» должны помочь понять, кто именно приезжал: как следует из госконтракта, создатели системы планировали учитывать базовые социально-демографические данные — пол и возраст пассажира, его уровень дохода и социальный статус.

Image caption

Согласно госконтракту, «МаксимаТелеком» предоставляет детальные социально-демографические данные о пассажирах

Откуда у «МаксимаТелеком» такая информация?

С 2013 года компания предоставляет услуги бесплатного Wi-Fi в московском метро, с 2016- — в метро Петербурга. Кроме того, «МаксимаТелеком» выступает оператором беспроводной сети в «Аэроэкспрессе», столичных аэропортах, подмосковных электричках, в вагонах «Московского центрального кольца», а также парках, общественных пространствах и библиотеках Москвы.

«МаксимаТелеком» утверждает, что оперирует «крупнейшей публичной Wi-Fi сетью в Европе»: в системе компании в разное время зарегистрировались более 37 млн устройств, указано на ее сайте.

Согласно базовому пользовательскому соглашению, компания анализирует «потребительские предпочтения пользователей на основе данных о просмотрах рекламы, посещениях сайтов». Эти данные используются для адресного таргетирования рекламных сообщений.

«Мужчина 35-44 , посещает футбольные матчи, занимается боксом, обедает в дорогих ресторанах. Женщина 25-34 , любит шоппинг, посещает салоны красоты, любит путешествовать». Так выглядит возможный портрет аудиторного сегмента в одной из презентаций «МаксимаТелеком».

При этом в компании уверяют, что сознательно ограничили сбор данных только той информацией, которая достаточна для таргетирования рекламы.

«У нас человек — это обезличенный профиль, кто это именно, мы не знаем, только номер телефона и мак-адрес. Мы примерно догадываемся о параметрах возраста, пола. Есть определенное понимание, big data все это собирает и сортирует», — рассказывал в интервью «Деловому Петербургу» один из основателей «МаксимаТелеком» Алеко Крихели.

Image caption

В московском метро бесплатный Wi-Fi работает с 2013 года

На своем сайте «МаксимаТелеком» уверяет, что все данные «агрегированы, обезличены и зашифрованы. «Максима не знает точный возраст, ФИО, адрес, сексуальные предпочтения, расовую принадлежность, религиозные или какие-либо другие данные, которые считаются конфиденциальными», — говорится в политике обработки данных.

Но может ли мэрия при желании вычленить конкретного человека в том массиве данных, который поставляет «МаксимаТелеком»? Для этого важно понимать, в каком виде, согласно контракту, в систему персональных коммуникаций поступают номера телефонов

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации